Управляющий совет

“О роли родительской общественности в Управляющем совете школы”.

“Создаваемые в школе общественные Управляющие советы

должны обладать реальными возможностями влиять на решения

по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы”.

Путин В.В.

В последние годы делается больший акцент на роли общественности в управлении образовательными организациями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в состав которых входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Такие структуры, как родительские комитеты, школьные Управляющие советы, Попечительские советы, советы работодателей и др. существуют сегодня как проводники образовательной политики государства, как помощники органов управления образования, администрации учебных заведений.

Участие общественности в управлении образованием вызвано необходимостью усиления роли и значения общества в повышении эффективности управления образовательными системами. Необходимо также создание условий для повышения роли общественности в усилении образовательного потенциала школ. Важным является привлечение к экспертизе образовательных организаций широкого круга социальных и педагогических партнёров, в том числе и родителей.

Перед школой встаёт вопрос решения социального заказа общества.

Задачи, стоящие сегодня перед сферой образования, повышают и ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой образовательной организации; родители непосредственно заинтересованы в повышении качества обучения и развития детей. Отрадно то, что сегодня система школьного управления стала более понятной и открытой для родителей. Родитель, являясь членом Управляющего совета школы на своём опыте убеждается, что сегодня родителям предоставляется право участвовать в управлении школой и тем самым влиять на результативность принимаемых мер по повышению качества образовательного процесса. На заседаниях Управляющего совета родители рассматривают вопросы и принимают решения, которые позволяют им быть не только в центре всей жизни школы, но и оказывать непосредственное влияние на усиление контролирующей роли в её управлении.

Вот некоторые из таких моментов:

- в течение года заслушиваются отчёты администрации школы об итогах успеваемости детей, о результатах независимой оценки качества образования, о расходовании финансовых средств;

- рассматривается и утверждается перечень учебников на новый учебный год, публичный доклад школы, положения;

- подтверждается право участвовать в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогам;

- в конце учебного года согласовываются часы школьного компонента учебного плана;

Хочется отметить, что увеличилась информированность - и родителей, и общественности благодаря созданию и функционированию школьных сайтов, публичному докладу школы, который проводится ежегодно. В этом учебном году многие родители московских школ станут общественными наблюдателями при проведении государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Это, конечно, большая ответственность и почётная обязанность.

Вопросы организации работы школы с семьей всегда были в центре внимания столичных школ. Но в настоящее время существенно разнообразнее стали формы проведения родительских собраний (круглый стол, конференция, тематические дискуссии). Проводятся тематические родительские лектории, конференции по обмену опытом в воспитании детей. Для индивидуальной работы с родителями используются беседы. Ведется работа по психолого-педагогическому просвещению родителей: встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями, вечера вопросов и ответов, обзоры и выставки литературы для родителей. Предлагается организовать клуб «Родительской любви».

Родители становятся помощниками в подготовке и проведении классных мероприятий, оформлении кабинетов, готовят вместе с детьми концерты и праздники, участвуют в походах и экскурсиях. Ни одно большое мероприятие в школе не обходится без участия родителей.

Плодотворное сотрудничество родителей и школы состоится только в том случае, если родители будут ясно видеть цели, которые ставит школа в формировании личности ребенка и будущего выпускника, понимать, что может сделать школа с помощью родителей. Родители должны знать, что без них сегодня не справиться ни одной образовательной организации.

Большинство родителей уже осознали необходимость тесного сотрудничества со школой. Родители “пошли” в школу, и это уже отрадно, но проблем по-прежнему остается много, и их необходимо решать.

На заседании Управляющего совета в течение учебного года решаются вопросы о перспективах взаимодействия родителей, общественности со школой. Задача состоит в привлечении к управлению образовательным процессом широкой аудитории родителей. Ведь участие родителей в жизни школы мотивирует их детей к учебе и творчеству. Ребенок, видя положительное отношение родителей, и сам проникается ответственностью за свои поступки, становится ближе и к родителям, и к школе.

В перспективе московские школы все больше будут становиться центром досуга. Родители могут быть подключены к проведению занятий школьных кружков и секций, к организации школьных праздников, концертов, спортивных мероприятий. Кроме этого будет продолжено сотрудничество со школой по вопросам повышения качества и доступности образования, что очень важно для родителей.

Это задачи не одного года, поэтому важно понимать, что сегодня школа как никогда нуждается в родителях, а они нуждаются в ней, и каждая из сторон надеется на тесное и плодотворное сотрудничество!

Автор Алфёров А.Н

Директор

Некоммерческого партнерства

содействия государственно-общественному управлению в образовании «Доверие.Партнерство.Право»